Связь времён: Алексеева Елена

Перейти ко всем историям
Малявко Евдокия Аверьян
Письмо деда
Лоскутное панно
Алексеева Елена
Москва

Елена Алексеева, г.Москва

Письма с фронта (#воспоминаниямоикорни)

Воспоминания знают, когда нужно прийти. Майские дни они такие. В нашей обычной жизни время движется по прямой — от утра к ночи, от понедельника к воскресенью, от рождения к смерти.  С воспоминаниями все иначе, особенно с воспоминаниями о войне. Я родилась через пятнадцать лет после окончания войны, не знала её, но она всегда была рядом, дышала в затылок, жила во мне невыплаканной болью потерь и застрявшими в горле словами и слезами. 

Моя бабушка не любила вспоминать про войну. Потому что горько, потому что невыносимо больно. Она всегда отзывалась в её памяти гулким эхом одиночества и поминальным колоколом по её счастливой жизни. Вспоминала только, как принесли ей похоронку на мужа, и она упала замертво,  разом поседев.

Дед-плотник, весельчак и гармонист, охотник и лыжник, погиб в самом начале войны, зимой 1941 под Москвой. Вместе с тысячами других сибиряков, что остановили своими телами декабрьское наступление немцев. 

Бабушка прожила долгую жизнь, почти век, хлебнув с этим веком все его горести и трудности. Любила она деда безумно, до самой своей смерти вспоминала его каждый день, говорила о нем так, будто рассталась они только вчера. Казалось бы, прошло 15 -30- 40 -60 лет, а воспоминания бабушки были все так же эмоциональны и каждый раз трогали мою душу в своей простоте. 

Она сохранила эти немногие письма деда с фронта, как величайшую ценность своей жизни. Ах, что это за письма! Никто так и не пишет сейчас. Да, и когда я была маленькой, никто уже не писал. Когда я их разворачивала хрупкие жёлтые листки, то время словно округлялось.  Одно воспоминание протягивало руку другому, одна история цеплялась со следующей. Чаще билось сердце, слезы стояли в глазах. Они возвращали мне дедушку, которого я никогда не знала, они заполняли пустоты любви и штопали дыры моей памяти. 

"Письмо от известного твоего мужа Антона своей жене Евдокии и дорогим своим деткам  Манечке и Шурочке.  Кланяюсь я вам по низкому поклону и желаю вам всего хорошего в жизни вашей"...

Много лет назад я сделала лоскутную работу с письмами деда. Перевела их и фотографии бабушки с дедом на ткань, чтобы с ними можно было работать. Добавила кружева, что плела бабушка, и льняное полотно, что они сами ткали. Да и кусочки вышивки тоже бабушкины. Она была замечательная мастерица. Для меня это работа, пропущенная через сердце, полная любви и слез. На память, на долгую память. Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нем, а наши воспоминания всегда с нами, а значит и дедушка.

На фото с голубем моя бабуля Авдакия, как она сама себя звала, Евдокия Аверьяновна Малявко со своей свекровью бабкой Павлиной. Фото 30-х годов 20 века.


Перейти ко всем историям