Связь времён: Татьяна Смирнова

Перейти ко всем историям
Татьяна Смирнова
Москва
Еще целый год я все бегала к почтовому ящику и ждала письма и открытки с красивым витиеватым, очень ровным почерком, но их больше не было... никогда.
   У меня были одна бабушка и один дедушка - папины родители. Бабушка Маруся (Мария Александровна) родилась в 1903 году в селе Малое Давыдовское, Гаврилово Посадского района, Ивановской области. Дедушка Анатолий Александрович (Натоша) родился в 1899 году в Гавриловом Посаде. Какого сословия были семьи - я не знаю. Бабушка и дедушка в 1973 году отметили Золотую свадьбу, семья у них была крепкая. Маминых родителей я не знала - дедушка погиб на войне, а бабушки не стало через 3 года после войны.
    В 2015 году мы с сестрой поехали в Суздаль на Лоскутный Фестиваль. Я догадывалась, куда мы попадем, а она думала, что вот этот автобус, в котором человек 40, и есть весь фестиваль. Каково же было ее удивление от всего увиденного, от огромного числа талантливых людей, от высокого уровня работ и прекрасно организованного праздника. До этого я побывала с Лоскутной Ассоциацией России в Японии (дети отправили, просто вытолкали). Да это, конечно, " харакири" полное, " неспешность бытия", колоссальный труд и терпение. А Суздаль - это как наш Левша, без всяких японских причепурок, зато какая душа - "Душа России". Но у нашей поездки была еще одна цель. Я называю её - зов предков. В Суздале с 1913 по 1921 год училась в гимназии наша бабуся (См.фото). Родители раз в месяц Марусю навещали, жилье ей снимали. В один из приездов и была сделана фотография семьи в лучшем фотоателье Суздаля, приблизительно в 1913 году. Мы нашли здание гимназии, там теперь милиция. Я поняла, почему бабушка так любила и умела выращивать огурцы, вкусно их малосолила (в Суздале даже праздник есть - День Огурца). По окончании гимназии бабушка учительствовала в Гавриловом Посаде, где она и познакомилась с дедушкой и они поженились. (См.фото) В 1926 году родилась дочка Зоя, а в 1932 году на Нерли родился мой папа - Владислав Анатольевич. У бабушкиных родителей была небольшая текстильная мануфактура, но ее отобрали. Семью отправили в Сибирь, потом быстро реабилитировали и вернули жить обратно, но они уехали в Иваново, а бабушка Маруся с дедушкой Толей и детьми поехали жить в Карабаново.
    Я "обречена" была заниматься рукоделием. Вся моя родня работала на ткацких фабриках разных городов - Иваново, Карабаново, Красноармейск - в разных ипостасях. Все женщины занимались рукоделием: шили, вышивали, вязали. А  бабушка виртуозно штопала - ровненько, красивенько, очень аккуратно, прямо японское "Боро". Делала на руках ришелье. Шила вручную ночные рубашки. Дома всегда были красивые тряпочки ситца, штапеля, поплина, фланели.
   В Карабаново дедушка работал на ткацкой фабрике главбухом. Там в одной школе учились мама с папой, влюбились и никогда не расставались. Мамина сестра работала на фабрике бухгалтером, жена маминого брата ткачихой, а брат был первоклассным гравером. Он резал рисунки на металлических валах, сколько на ткани цвета (колора)  столько и валов. Однажды он мне сделал экскурсию по всем цехам, мастерским, показал свое рабочее место. Было это где-то в 80-х годах. Потом я попала туда еще раз в 1993 году. Мне тогда перепали кусочки ткани, которые давали как отходы для протирания станков, очень необычные, нетипичные для карабановских тканей. Из них я и сделала в дальнейшем своё первое лоскутное одеяло. Достались мне и некоторые олимпиадные ткани 1980 года, "огурцы", конечно же. Я шила всегда, со школы. Сначала для кукол. А потом нас очень серьезно учили шить на уроках домоводства. Все это пригодилось в 1990-х гг. А вязать меня научила мама. Сначала крючком из ириса, мне 5 лет было. Обвязывала и обшивала пупсиков. Летом во двор выносили покрывало, кукол, играли и одевали их с дворовыми подружками. А в 1961 году у нас дома появилась книга Максимовой по вязанию на спицах. Мы с мамой научились по ней набирать петли, а дальше я сама. Мама спицами больше не вязала. Зато я стала шить и вязать всегда и всем.
   Иногда бываем в Карабаново, там осталась жена маминого брата. Комбинат закрыли в 2003 году. Зрелище печальное, полная разруха... А тряпочки иногда мне перепадают - все те же квадратики некондиционные, которые нет-нет, да и вылезут из какого-нибудь потаённого угла, а я и рада.
   Бабушка моя съездила в Суздаль где-то в 1970-х, видимо тянуло её туда, где отрочество прошло. Но приехала и сказала: "Никогда не возвращайтесь туда, где было вам особенно хорошо." Помните, как у Шпаликова: По несчастью или к счастью, /Истина проста /Никогда не возвращайся /В прежние места...
А что касается связи поколений, то эта связь прямая. Зная мои увлечения, мне достаются в наследство огромные "богачества" - от мам и бабушек моих подруг, родственников, даже не очень знакомых людей - ткани, пряжа, зачастую поеденные молью. Я шью и вяжу из них все, что захотят - покрывала, накидки, шали, одежду, сумки... И отдаю людям обратно, в изделиях. А это значит, что мы всех помним и любим.
Как любила говорить моя бабушка, одарив на день рождения меня очередной тряпочкой или ниточкой: "Потрафила ли я тебе?" А я вот сейчас всем бабулечкам - родным, знакомым и незнакомым говорю: "Еще как потрафили - и наследством своим, и жизнью своей. Спасибо вам большое, мы вас помним!"


Перейти ко всем историям